Нравственные переживания

Разное

Из глубин истории

Нравственные переживания — это чувства симпатии и антипатии, негодования и одобрения, привязанности и отвращения, доверия и недоверия. Они составляют, по-видимому, самый древний пласт нравственной структуры человека. В нем угадываются социальные инстинкты, полученные человеком в наследство от своих биологических предшественников.

Например, чувство стыдливости у девочек появляется с первыми признаками формирования пола, в том возрасте, когда о нравственности еще не может быть и речи. Это чувство есть исключительно человеческое свойство, несомненный признак человечности.

Животным чуждо чувство стыда, у них отсутствуют даже отдаленные аналогии такого чувства.

Обыденный уровень нравственного сознания носит характер стандарта и запечатлен в языке, в народной мудрости:

  • в форме пословиц,
  • поговорок,
  • речевых оборотов,
  • басен,
  • сказок
  • и других произведений устного народного творчества.

Обыденное сознание стихийно и направляется двумя противоборствующими факторами: Традицией (с одной стороны) и изменяющимися условиями жизни (с другой).

Народная нравственная мудрость — это нормативная этика на уровне здравого смысла.

Еще в период первобытного стада, когда человечество только начинало свою историю и делало первые шаги по отделению себя из животного мира, стали складываться некоторые стереотипы поведения (которые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и этикетных форм).

К числу первичных стереотипов поведения у неандертальцев относятся:

  • добросовестный труд,
  • подчинение старшим,
  • охрана детей,
  • захоронение покойников.

Зачатки нравственных отношений проявились в дружбе и взаимной привязанности индивидов стада.

Почтительное отношение к старикам и захоронение покойников — первые признаки резкого отделения человека от мира животных, ибо животное царство не знает «погребального инстинкта», а обращение со стариками в первых человеческих стадах было немудреным — стариков просто съедали.

В дальнейшем первобытные стадные группы людей стали стихийно сливаться. Из них начали формироваться человеческие коллективы, состоявшие из кровных родственников и обладавшие сплоченностью, организованностью и социальной устойчивостью.

Формирования эти получили название родов. Их история составила историю родового строя человечества.

Объективные предпосылки матриархата

Первобытный родовой строй начал складываться по Материнской линии. Этому способствовали следующие факторы:

Фактор 1. Хозяйственное значение женщины в первобытном обществе. Источниками существования людей были охота и собирательство (собирание яиц, моллюсков, грибов, съедобных кореньев и плодов).

Как правило, охотой занимались мужчины, а собирательством — женщины, подростки и старики. Охота была основным способом прокормиться. Но случалось, что охотники возвращались с пустыми руками. Тогда основным продуктом питания становились грибы, коренья и пр., которые менее питательны, чем мясо, но зато собирались в больших количествах и могли сравнительно долго храниться.

К тому же следует добавить, что женщины были хозяйками огня-очага, который являлся центром человеческого коллектива, тяготевшего к теплу и свету.

Фактор 2. Вследствие беспорядочного характера половых связей в первобытных человеческих группах стадного типа отцы детей оставались неизвестными, но достоверна и бесспорной была родственная связь по материнской линии. Это приводило к счету родства по материнской линии.

Матрилинейность ставила женщину-мать в центре коллектива кровных родственников, создавала атмосферу уважения к родительнице и прародительнице. Понятия «род», «родоначальница», «родина», «родство» являются производными от глагола «рожать»!

Известно, что у тасманийцев, которые являются древнейшими из всех описанных этнографией народов, не существовало слова «дедушка», но издавна бытовало слово «бабушка». Что служит свидетельством отсчета родства по линии матери.

Фактор 3. Из-за разделения труда на женский и мужской, женщина являлась основоположницей целого ряда достижений материальной культуры:

  • иглы,
  • шила и нити,
  • веретена и приспособления для тканья,
  • обуви и одежды,
  • глиняной посуды
  • и корзины из ветвей и коры.

Приручение диких животных и превращение их в домашний — также заслуга женщины.

Фактор 4. Женщина занималась воспитанием, заботой о потомстве.

Фактор 5. Собирала и хранила положительные знания, связанные с лечением болезней.

Таким образом, в материнском родовом строе женщине принадлежала духовная и, в частности, нравственная власть.

В развитии матриархата достаточно явно выделяются две ступени:

  • ранняя
  • и поздняя.

Характерные черты раннего матриархата

Для ранней стадии типично то, что люди занимаются присваивающим хозяйством (то есть пользуются, в основном, готовыми продуктами природы) — охотой, рыболовством и собирательством.

Брак в это время носит групповой характер, т. е. группа мужчин одного рода сожительствует с группой женщин другого рода. Браки внутри родов категорически запрещены. Супруги проживают раздельно: муж в своем роде, жена — в своем. В конце первой стадии групповой брак постепенно переходит в парный.

Характерные черты позднего матриархата

Для второй стадии матриархата характерно развитие мотыжного земледелия, разведение домашних животных и высокопродуктивные охота и рыболовство.

Парный брак становится господствующей формой семейных отношений; раздельное проживание супругов в своих родах сменяется переселением мужа в родовую общину жены. И, по мере того, как муж включается в хозяйство родовой общины своей жены, происходит постепенное отщепление производственных отношений от отношений кровного родства.

Принципы древнего коллективизма и равенства при этом строе еще долго сохраняются. Но это уже поздний распадающийся матриархат.

Нравственные нормы матриархата

Что касается нравственных норм матриархата, то главным регулятором нравственных отношений в это время является женщина-мать, которая почитается как родоначальница: при материнском родовом строе существует гражданский культ матери, который позднее приобретает Религиозно-мистический характер.

Быт и нравственная жизнь родового общества были строго регламентированы как положительными предписаниями, так и запретами. Каждый сочлен рода знал, как надо поступать в различных житейских ситуациях:

  • старшим надо беспрекословно подчиняться,
  • мать надо уважать,
  • в бою с врагами рода и племени не трусить и жизни своей не щадить,
  • в питании быть воздержанным и неприхотливым,
  • на работе не лодырничать,
  • лишения переносить стойко и без нытья и т.п.

Вместе с тем, в родовом обществе была выработана система запретов — табу (или табуации). Список табуаций составляет многие тысячи запретов, которые можно разбить на несколько групп:

  1. Защита трудовой деятельности.
  2. Защита огня и жилища.
  3. Сбережение орудий труда и оружия.
  4. Защита слабых — женщин, детей и стариков.
  5. Охрана важных лиц — вождей и жрецов.
  6. Защита от опасностей, связанных с прикосновением к трупу.
  7. Защита от опасностей, связанных с употреблением некоторых видов пищи.
  8. Ограничения относительно отдельных видов пищи.
  9. Запреты и ограничения, связанные с особо важными актами личной жизни и общественного быта: инициациями, браком, половым актом и родами.
  10. Защита общественной и личной собственности.

У первобытных народов табу глубоко коренится в сознании во многих случаях определяет поведение индивида как в личной, так и в общественной жизни.

Вождь одного племен к Новой Зеландии бросил однажды в пути остатки своего обеда. Проходивший юноша съел их. Едва он кончил трапезу, как ему сказали, что съеден табуированный обед вождя. Юноша упал на землю, у него начались мучительные судороги и вскоре он умер.

Зажигалка вождя Маори погубила однажды несколько его соплеменников. Вождь потерял ее, соплеменники нашли и стали пользоваться ею. Когда они узнали, кому принадлежит зажигалка, они скончались от страха.

Подобных фактов описано множество.

Они свидетельствуют, что подобные правила поведения, сформулированные и закрепленные в табу, осознаются первобытным человеком как непреложные законы, нарушение которых влечет за собой тягчайшее наказание — смертную казнь или общественный бойкот, который равносилен смертной казни.

Из коллективного труда и коллективного потребления вытекала весьма привлекательная нравственная особенность древних людей —- гостеприимство.

Например, ирокезы, считают пищу первейшей потребностью человека, усердно и бескорыстно потчевали ею любого случайного человека, оказавшегося в месте их обитания, независимо от того, является он соплеменником или чужестранцем.

При материнском родовом строе была создана хорошо придуманная система воспитания (в том числе и нравственного) подрастающего поколения.

Суть этой системы состояла в следующем.

Как только мальчик достигал определенного возраста, он должен был пройти длинную серию учебных занятий и испытаний на выносливость и волю, а также постигнуть и воспринять традиции рода и племени: изучить соответствующие предания и мифы.

Церемония перехода во взрослую возрастную группу получила название «инициация» (или инициальный обряд).

Смысл инициаций состоял в следующем:

  1. Тренировка юноши в приемах охоты и умении владеть оружием.
  2. Закалка юноши и воспитание в нем выносливости путем более или менее длительной голодовки и разнообразных физических испытаний вроде выбивания зубов, надрезов на коже, выщипываний волос, копчение в дыму костра и т. п.
  3. Воспитание дисциплины, безупречного повиновения старшим, соблюдение племенных обычаев и нравственных правил, снабжение старших пищей.
  4. Усвоение племенных преданий.

У разных народов и племен инициации продолжаются от нескольких месяцев до полутора-двух лет: это своеобразный первобытный университет.

Для прохождения инициаций молодые люди, достигшие соответствующего возраста, изолируются от женщин и детей и живут в какой-нибудь глухой и отдаленной местности, где разбивается Специальный лагерь.

Тут молодые люди общаются только со взрослыми мужчинами и стариками, и проходят все тренировки, физические испытания и науки. Некоторые испытания (например, копчение юноши в дыму костра) носят столь жестокий характер, что иногда приводят к смерти испытуемых.

Так осуществляется полуестественный — полусоциальный отбор индивидов, способных жить в родовом обществе.

После Того, как юноша вынес все испытания и доказал, что является дисциплинированным сочленом рода, мужественным воином и ловким охотником, он подвергается последней операции — обрезанию и клеймению, после чего может стать мужем и отцом.

Вообще, переход из одной возрастной группы в другую всегда связан с определенными обрядами. Каждая возрастная группа имеет свои отличительные внешние признаки:

  • детали одежды,
  • украшения,
  • прически,
  • поведение.

Деление по возрастным группам особенно заметно во время важных общественных событий: на свадьбе, похоронах и т.п.

Следы матриархата в мифологии современных народов

Некоторые черты материнского родового строя отражены в бурятской мифологии.

Здесь бытует весьма почтенный образ «праматери» — «создательницы бурят», которая в свое время особо почиталась женщинами. В религии и мифологии бурят сохранились представления о женских божествах и духах, занимавших в шаманском пантеоне высокое положение.

Например, хозяйкой земли считалась «седовласая старуха»; хозяйкой Байкала — богиня Аба-Ха-тан. Наверху, на 18-ом небе, жила старуха Бейин-Хатун, благорасположенная к человеческому роду.

Образами почитаемых женщин богаты бурятский фольклор, легенды и предания. Даже в загадках, где речь о самых обычных предметах, животных или явлениях природы, они встречаются часто. «Апарские девицы — 10 наверху, 10 внизу» (зубы), «Три женщины печенку жарят» (треножник), «Желтая девица с огнем внутри» (русский самовар).

Пережитки материнского родового строя прочно сохраняются в языках всех народов древней культуры. Пережитки несут в себе весьма обширную информацию о первобытных социальных институтах, и, в частности, о нравственных нормах, восходящих к глубокой древности, к материнскому роду.

На почве разделения труда между мужчиной и женщиной в первобытном обществе возникли специализированные мужские и женские языки, причем женщинам категорически запрещалось пользоваться мужским языком.

В свою очередь, женщины хранили в тайне свой язык, связанный с собиранием растительной пищи и, в особенности, лекарственных трав. Глубокую женскую тайну составляли разного рода заговоры, заклятия и другие приемы словесной магии, автором которой, вероятно, была женщина.

Нормы поведения (послушание, скромность и незлобивость) были обязательны только среди «своих», т. е. среди сородичей и соплеменников. Что же касается поведения вне рода и племени, т.е. среди «чужих», то тут действовали совершенно иные нравственные принципы и нормативы.

Начиная с первобытных и диких времен, индивид получал двоякую нравственную ориентацию.

Вторая ориентация была прямо противоположна первой: она воспитывала подозрительного, коварного, злобного, мстительного, жестокого и беспощадного индивида по отношению к чужеплеменникам. Огромное влияние на разжигание межплеменной вражды оказывала первобытная религия в форме так называемой вредоносной магии.

В русском термине «ворожба» содержится прямое разъяснение данной стороны вредоносной магии: корнем термина «ворожба» является понятие «ворог», т.е. враг. Стало быть, ворожба — действие, направленное против врага.

С одной стороны, магия способствовала разжиганию межплеменные вражды, с другой стороны, вражда питала вредоносную магию. Всякую болезнь и смерть, если их причина недостаточно очевидна, первобытный человек приписывал колдовству, т. е. ворожбе чужеплеменников, и это заставляло его жить в постоянном страхе перед чужаком.

Первобытные правила вежливости

А существовали ли в первобытном матриархальном обществе хотя бы самые элементарные правила вежливости? Можно ли вообще говорить о правилах вежливости применительно к столь отдаленной дикарской древности? Оказывается, да.

Правила поведения, о которых можно сказать, что это первобытный этикет и вежливость, в матриархальном обществе уже сложились и приобрели достаточную устойчивость и обязательность в нравственном смысле.

Для начала, к числу правил первобытной вежливости надо отнести почтительность в обращении молодежи к лицам старшего возраста. Это правило внушалось молодежи всей инициальной обрядностью, когда малейшее непослушание посвящаемых каралось старшими с неумолимой жесткостью.

Далее, к первобытной вежливости несомненно относится правило так называемого «избегания». Это правило известно у многих первобытных народов. Правило избегания предписывает взаимное избегание некоторых родственников и т.п., то есть запрещает какое бы то ни было общение между ними.

Например, у некоторых австралийских племен считалось, что теще неприлично даже слышать имя своего зятя. Женщина таким же образом ограничена в своих отношениях со свекром. Известны народы, у которых правило избегания распространяется на двоюродных братьев и сестер, также на родных братьев и сестер.

В правилах избегания заложено глубокое нравственное содержание: с помощью их осуществлялось регулирование брачных отношений — предотвращалась возможность кровосмесительных браков и случайных связей.

Наконец, к первобытной вежливости относится также правило сородичей и соплеменников приветствовать друг друга при встрече. Это правило также имеет глубокую древность, и впервые следы его появляются в матриархальном обществе.

Взаимные приветствия при встрече — это, в сущности, своеобразный язык жестов, подкрепляемый некоторыми формулами устной речи. Приветствия, принятые у первобытных народов, можно разбить на три типичных группы:

  1. Приветствия, выражающие симпатию и дружеское единение: наиболее распространенный жест при этом — взаимное рукопожатие. В Западной Африке у некоторых племен к рукопожатию присоединяется еще и многократное пощелкивание пальцами.
  2. Символы более тесной дружбы — объятия, которые в Центральной Азии и Австралии являются наиболее распространенной формой приветствия.
  3. Поцелуи (характерные, впрочем, не для всех народов), выражающие особую взаимную привязанность и нежность.

Позднее, с распадом родоплеменных отношений, происходит дифференциация приветствий. Чисто дружеские приветствия оказываются приличными только среди своих, то есть равных по положению. А в межсословных отношениях начинают действовать другие начала: низшие, здороваясь с высшими, желают выразить в своем привете уже не дружбу и доброжелательство, а смирение, преданность и почтение.

 

Оцените статью
Добавить комментарий