Обычаи и традиции

Обычаи

Обычай

«Обычай» — это определенный порядок поведения людей в обществе. Он складывается исторически. Социальная жизнь при всем ее многообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, которые требуют от людей однотипных поступков.

К «обычаям» (в самом широком смысле слова) относятся приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках определенного общества, формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношения людей в быту, религиозные ритуалы и т.п.

Через обычаи происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к личности, от поколения к поколению. К обычаям в более узком смысле слова относят те действия, которые передаются стихийно. Поэтому, например, к обычаям нельзя относить нормы, предусмотренные какой-либо инструкцией, или правила, исполнение которых поддерживается государством.

Обычай — это элемент принятого в обществе образа жизни. При развитии общества происходит преобразование и ломка обычаев, борьба старых и новых обычаев.

Традиция

«Традиция» — это разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и усилиями людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для традиции характерны:

  • бережное отношение к существующему укладу жизни как к культурному наследству прошлого,
  • внимание не только к содержанию поведения, но к внешним его проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма становится наиболее устойчивой.

Если эта форма строго канонизируется и начинает доминировать над содержанием поведения людей, традиция становится обрядом, переходит в ритуал. Каждое общество имеет свою меру традиционности, она определяется потребностью в гармоничных отношениях между разными поколениями.

Часто традиции культивируют изживший себя уклад жизни — и тогда они становятся тормозом, препятствием на пути развития общества.

Манеры

«Манеры» — это способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация) и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика, и, наконец, то, что принято называть «манерой одеваться».

Манеры регулируются этикетом. Отношение к ним различно у различных социальных групп.

Аристократический взгляд на манеры рассматривает их как выражение прирожденного благородства представителя «высшего» сословия или как внешний лоск, характеризующий принадлежность человека к «светскому» обществу.

Демократическое понимание манер исходит из того, что внешняя красота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности.

В наше время хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки (самоконтроль), внимательного и тактичного обращения с людьми (чуткость, уважение).

Недостаток манер вносит в межчеловеческие отношения мелочное напряжение, неловкость.

Избыток, именуемый обычно манерностью, также не способствует гармоничному общению.

Найти точную меру во внешних формах поведения особенно сложно в современных условиях динамизма жизни и быстрой смены моды. Поэтому приличные манеры все больше зависят от внутренней культуры, моральной глубины и такта личности.

Существуют ли некие общечеловеческие правила, которые признаются (или могли бы использоваться) людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Таких единых, общечеловеческих правил нет, хотя есть общий принцип, на котором они строят этот принцип — так называемое «золотое правило нравственности«, которое в той или иной форме является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов.

И существует это правило на протяжении всей истории человечества. Во всяком случае, в известных дошедших до нас памятниках культуры почти за две с половиной тысячи лет. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» (5 век до н.э.) есть такие строки:

  • Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям.

Известны и библейские изречения:

  • Что ненавистно тебе самому, того не делай никому.
  • И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
  • И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Те же по форме и смыслу слова находим мы и в древней этике:

  • Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других. (Катон),
  • Не делай сам того, что ты порицаешь в других. (Публий Сир).

Как пишет Диоген Лаэртский, на вопрос: «Какая жизнь самая лучшая?», древнегреческий философ Фалес ответил:

  • Когда мы не делаем того, что осуждаем в других.

Известный русский писатель и мыслитель 18 века Д. И. Фонвизин как бы разбивает это правило на две части, употребляя понятия «беспорочность» и «добродетель».

  • Беспорочность он поставляет себе правилом не делать того другому, чего бы не пожелал себе,
  • а добродетель распространяет сие правило гораздо далее и велит делать то другим, чего пожелал бы себе.

В том или ином виде сохраняет и передает эту мысль народная мудрость:

  • Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.
  • Что людям желаешь, то и сам получаешь.
  • Не делай другому того, чего не желаешь.

Однако реальные нормы того, «что желаешь» и «не желаешь», и существующие в обществе оценочные представления того, что должно, существенно менялись с изменениями обществ и общественного сознания.

Кроме того, фактическое поведение людей и их реальные нравы не всегда совпадают с должными нормативами. Так было всегда в истории человечества, так есть и сейчас. В разные времена, в разные эпохи эти две характеристики поведения могут ваяниям общественной морали, но есть времена господства лжи и фарисейства, и тогда, увы, они расходятся в разные стороны.

Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. А фактически во все времена каждый человек сам выбирал ту «золотую середину», которая определялась требованиями общества и собственными критериями возможного.

Этикетные правила — составляющая сложной систем нравственной сферы жизнедеятельности человека.

Основными структурными частями этой сферы являются:

  • нравственные отношения;
  • нравственная деятельность;
  • нравственное поведение.

Нравственные отношения

Нравственные отношения — это совокупность поступков, совершенных не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра. Первое основой, исторически первой формой нравственных отношений является дружба. Из нее позднее произросли товарищество, сотрудничество, взаимопомощь, любовь.

История нравственности знает множество различных форм общностей людей, основанных на чувстве дружбы и привязанности: мужские и женские союзы, побратимство и посестримство, монашеские ордена, религиозно нравственные союзы и братства.

Особое место среди нрав ставенных отношений занимают отношения семейно-брачные Формы семьи отличаются многообразием и изменчивостью.

Прочные связи между людьми, формирующиеся на основе нравственного выбора, возникают уже в первобытном обществе (побратимство и посестримство). В дальнейшем создаются общности, основанные уже не на кровнородственных связях, а на совпадении нравственных целей, например, институт монашества.

Решение нравственных задач в монашеских орденах осуществляется, тем не менее, безнравственными средствами: трусливым бегством от жизни, попыткой спрятаться от нее за монастырскими стенами.

Монашеские объединения стали возникать у некоторых народов почти одновременно с распадом первобытнообщинного строя. Например, в Индии они первоначально были братствами нищенствующих. Разорение общинников и обнищание их являлось как бы обратной стороной медали» — накопления богатства родовой знатью, военной верхушкой и жречеством, которые прибрали к своим рукам общинные земли и другие богатства, принадлежавшие ранее родам.

Нравственная деятельность

Нравственность обязательно присутствует во всех отношениях между людьми — не только в дружеских, но и в экономических, политических, правовых. Нравственная деятельность существует в двух планах.

1. Как нравственно-воспитательная деятельность.

Это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения: передача ему духовных ценностей, накопленных пред шествующими поколениями, и обучение. Начиная с обучения родному языку, которое осуществляется уже с младенческого возраста, человек постигает и усваивает нравственные ценности, ибо живая речь — «реальное осознание — содержит в себе нравственное знание и в том числе нравственные оценки и нравственные установки.

Языки первобытных народов дают множество достоверных свидетельств относительно происхождения некоторых нравственных понятий и обычаев. Например, язык тасманийцев, дольше других народов, сохранивших отношения каменного века, является драгоценным источником по истории нравственности. Словарный состав тасманийского языка крайне беден (всего несколько сотен слов). Тасманийцы не создали даже слов для выражения таких понятий, как:

  • «холод»,
  • «тепло»,
  • «длина»,
  • «ширина»,
  • «высота».

Для обо значения твердости они говорили «как камень», о горячем они говорили «как огонь» и т. д. Тасманийцы умели считать только до 10, пользуясь для счета пальцами рук. Они не ведали понятий религиозно-мистического характера:

  • «дух»,
  • «душа»,
  • «черт»,
  • «дьявол»,
  • «бог»,
  • «привидение»,
  • «призрак»,
  • «загробный мир» и др.

Однако для обозначения существенных нравственных качеств человека у тасманийцев существовал достаточно богатый набор терминов:

  • добрый,
  • веселый,
  • тихоня,
  • угрюмый,
  • злюка,
  • сварливец,
  • бесстыдник.

Эта особенность тасманийского языка подтверждает предположение о том, что нравственные оценки людей составляют, по-видимому, древнейший пласт понятийного мышления.

2. Нравственная деятельность есть момент или сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной, художнической. Она составляет нравственный мотив совершить деятельности – желание совершить добро, исполнить долг, отстоять личную честь и достоинство и т.д.

Правила поведения личности возникли в глубокой древности, при первобытнообщинном строе. Правила эти отличаются широчайшим многообразием у разных народов и в разные времена; они считаются нормами благопристойности и приличия и в каждой социальной общности обладают значительной устойчивостью, будучи закрепленными в обычаях.

Обычаи надолго переживают те условия и конкретно исторические обстоятельства, которыми они когда-то были непосредственно детерминированы, и поэтому в новых условиях кажутся бессмысленными и непонятными.

Например, кувада — обычай, сохранившийся у некоторых народов и состоящий в том, что во время родов жены муж обязан в унисон с роженицей кричать и стонать, симулируя родовые муки и тем как бы соучаствуя в родовом акте. Этот обычай является пережитком матриархата и имел целью удостоверить факт отцовства.

Нравственное поведение

Правила поведения можно типологизировать по нескольким признакам.

Во-первых, по социальным общностям: сословиям, классам, корпорациям.

Например, в феодальном обществе правила поведения барина и крепостного крестьянина различались кардинальным образом.

  • Спесивость, высокомерие, щегольство, чванливость, церемонность считались правила ми поведения или обязательными признаками хорошего тона для барина.
  • Для крепостного крестьянина считались обязательными такие нормы поведения, которые выражали и закрепляли его смирение, кротость и послушанне.

Через всю историю человеческого общества (после распада первобытнообщинного строя) проходят писаные и не писаные правила поведения для военачальников и рядовых солдат, вельмож и челяди, рабовладельцев и рабов, мастеров и подмастерьев.

Во-вторых, правила поведения следует типологизировать по полу и возрасту.

  • Для людей преклонного возраста нормами считаются: неторопливость в суждениях, степенность, спокойствие, снисходительное отношение к младшим.
  • В свою очередь, младшим по отношению к старшим нравственная норма предписывает почтительность и послушание: народный обычай запрещает молодежи сидеть в присутствии старших, перебивать их в разговоре и т.д.

Существенным образом различаются правила поведения мужчин и женщин, юношей и девушек. У некоторых народов нравственная норма запрещает женщине появляться вне дома с открытым лицом, поэтому женщины там носят на голове особое покрывало: чадру или паранджу.

В-третьих, поведение с точки зрения этики следует расчленить на два больших класса: поведение нравственное и поведение безнравственное.

Нравственным поведением считается такое поведение, которое более или менее строго соответствует действующим нравственным нормам, закрепленным в обычаях. Нормы нравственности в силу тех или иных исторических обстоятельств изменяются, поэтому меняется представление о нравственном и безнравственном поведении.

В конкретно-исторических человеческих общностях нравственное поведение, отношения и деятельность обладают устойчивостью и определенностью. Они фиксируются обычаями, которые соблюдаются неосознанно, ибо являются стереотипами поведения и отношений, считаются само собой разумеющимися нормами быта. Обычаи не зависят один от другого и поддерживаются силой традиций.

Например, левират — обычай, по которому вдова имеет право (или обязана) выйти замуж за брата своего покойного мужа. Левират — пережиток групповых брачных отношений, существовавших при раннем родовом строе. Групповой брак давно исчез, а обычай левирата продолжает существовать в быту некоторых народов Азии и Африки, Северного Кавказа и Средней Азии. Через обычай осуществляется передача и сохранение нравственных ценностей последующим поколенням.

Нормы нравственного поведения неразрывно связаны со сферой нравственного сознания. Любой поступок фиксируется и оценивается — независимо от того, отдает себе человек в этом отчет или нет. Выделим в нравственном сознании два важнейших момента: нравственные переживания и обыденный житейский уровень нравственного сознания.

Оцените статью
Добавить комментарий