Отношение в среде коллег, а также отношение русских к игре, к победе в ней или поражению

Лидер Разное

Отношение в среде коллег

Русский национальный этикет в деловых отношениях отражает особенности нашего характера, а, с другой стороны, нашу многострадальную экономическую систему.

Иностранцы всегда ценили деловую сметку, умение держать свое слово перед партнером, взаимную поддержку. На Руси всегда было сильно общинное, артельное начало, помощь слабым и неудачникам. Однако были и такие отрицательные черты взаимоотношений как обман, особенно в торговле, необязательность, надежда на знаменитый русский «авось» и т.д.

Немалый вред делу приносила пагубная привычка решать все вопросы за выпивкой.

Ты начальник, я дурак; я начальник, ты дурак.

А что же сейчас?

Прежде всего приходит на ум старая поговорка: «Рыба гниет с головы». Многое в наших взаимных отношениях зависит от начальника, его культуры, его по ведения, его стиля общения с подчиненными. Наш этикет в деловых отношениях вольно или невольно копировал то, что происходило в верхах.

С другой стороны, все власть имущие в своем поведении проявляли типично народные черты характера и общения. Прав был мыслитель, сказавший, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.

Итак, первая особенность нашего этикета в том, что очень многое построено по принципу пирамиды. Народ давно подметил эту особенность и не зря ходит поговорка: «Ты начальник, я дурак; я начальник, ты дурак». Отсюда вывод-надо уметь сохранить свое достоинство и всячески это подчеркивать в отношениях властью, начальством, старшим по возрасту и положенную. Уважать, но не бояться и тем более, не заискивать.

Отношение к равным или близким по возрасту и служебному положению

Есть такое выражение теплоладность — название одного из самых тяжких пороков в отношении другого человека — равнодушия. Итак, мы не можем быть равнодушными к другому человеку — нашему сотруднику и коллеге. Бесстрастность и подавление своих эмоций нетипичны для русского человека. Наши литературные герои отвергали такие черты в характерах европейцев.

Вместе с тем, болтливость и беспардонность так же сурово осуждались, а ценилось «золото» молчания. В той же проповеди священник вспоминал, что Иисус Христос в ряде случаев молчал и не отвечал на вопросы и заповедовал: «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями».

Стало быть, надо проявлять к сотрудникам уважение и сочувствие, но не лезть в душу и не обременять их своим присутствием. Это не значит, что надо быть только незаметным и кротким.

Увлеченность делом очень характерна для русского человека и отсюда, горячность в обсуждении, иногда переход на личности, вместо уяснения сути противоречий. Все правила «деловых игр» в этом случае нарушаются, верх берут эмоции, а уж потом начинается выяснение того, кто первым сказал «А»!

Для нашего отечественного коллектива пока не типичен строгий стиль отношений, узаконенные правила общения. Чаще всего складывается так называемая корпоративная этика, когда есть правила поведения «для своих признаваемые всеми, и кодекс обращения с чужими». То, что считается нормальным и допустимым в первом случае, совершенно иначе воспринимается во втором.

Правда для русского, а тем более, православного человека, любой обратившийся к нему становится в данный момент ближним, самым главным человеком. Относиться к нему надо как к родному и дорогому тебе человеку, оказывать все возможные знаки внимания и уважения. Нужно это, прежде всего, для тебя самого.

В русском народе всегда жила идея возвращения зла к своему носителю. А отсюда правило: не обижай даже словом никого, а особенно тех, кто младше и слабее тебя. В то же время, не обижайся на тех, кто по неразумности или слабости характера допускает нарушения этикета. Умение прощать ближнего согласно евангелистской заповеди «до семижды семидесяти раз» составляет одну из основ поведения человека.

Стало быть, — наш профессиональный кодекс поведения, наш деловой этикет можно, наверно, свести к двум основным положениям: будь Человеком и люби людей, делающих с тобой одно дело.

Отношение к игре

Об этом шел разговор в конце застолья. Гостей положено развлекать и постепенно заговорили об играх и раз влечениях, о том, как себя ведут люди, будучи партнерами по игре.

Как и во что на Руси играли?

Оказалось, что и тут картина противоречивая.

С одной стороны, всем известны русские скоморохи и разные на родные игры в основном для детей и молодых мужчин. В них русский человек всегда стремился к победе, однако уважал такое же стремление своих соперников. Тех, кто не соблюдал установленные правила, безжалостно изгоняли из игры, считая, что они не уважают общество.

Сама работа, особенно в артели, во многом напоминала удалую игру. Всегда был кто-то старший, который гарантировал соблюдение установленных правил и наказывал ослушников. Сам он тоже подчинялся этим правилами и в этом смысле участники были равноправны.

Наряду с тем, к игре было отношение как к занятию детскому, несерьезному. Игры взрослых людей часто были азартными.

Многие выдающиеся деятели русской культуры увлекались карточной игрой, рулеткой и т. п. Стремление к риску в жизни и игре в чем-то очень сродни нашему человеку. Отсюда и известное всему миру выражение: «авось» и пословица про грянувший гром, после которого положено креститься. Православие резко осуждает такие игры, считая их греховными.

Вообще, то, что не заработано трудом, а, например, найдено, должно быть возвращено владельцу, а если он не находится, то отдано бедным или в храм. Игра еще тем нехороша, что сопровождается праздными разговорами, а их, по совету святителя Феофана Затворника, надо избегать, чтобы не замарать душу брызгами грязи.

Поэтому игра для русского человека это и выражение его натуры и, в то же время, дело опасное, прельщающее душу.

Отношение к победе

Как на Руси чествовали победителя? Как он сам должен себя вести по отношению к людям и своему успеху?

На ум приходили княжеские пиры после побед, царские приемы, петровские ассамблеи и т. д. В то же время, вспомнилось то, что самый тяжкий грех — это гордыня, превознесение самого себя, даже вследствие реальных заслуг и достижений. Значит, надо соблюсти какую-то определенную меру и не забывать, что главная победа — это над самим собой над своими недостатками и пороками.

Победа, успех, похвала, с одной стороны, вдохновляют человека на новые дела, а, с другой стороны, могут вскружить голову и человек потеряет правильные ориентиры в жизни.

Многие крупные деятели русской культуры и искусства после впечатляющих побед и свершений стремились «по сидеть в холодке», уйти от проявлений шумного успеха. Святое чувство недовольства собой, даже в момент успеха и победы — это не поза, а глубокое свойство человека, характерное для нашего национального этикета. А как быть в случае поражения?

Отношение к поражению

Сразу пришли на ум поэтические строки: «пораженье от победы, ты сам не должен отличать».

Действительно, если подумать, то поражение даже в игре иногда бывает ценнее любой победы. Ведь победа расслабляет и усыпляет, а поражение мобилизует, заставляет анализировать свои ошибки и искать новые пути. Кроме того, оно требует развития такой основной христианской добродетели, как терпение и смирение, а это делает человека совершеннее.

Значит, надо, во-первых, уметь проигрывать и в игре и в жизни, а во-вторых, уметь правильно вести себя в этих случаях. Что же надо делать?

Прежде всего, не надо оправдываться перед окружающими, а тем более близкими тебе людьми. Что бы ни мешало тебе одержать победу, надо помнить, что главная причина поражения — в тебе самом.

Умение молча или немногословно пережить неуспех было принято в разных кругах русского общества. Слезливых болтунов, обвиняющих весь мир в своих неудачах, никогда не любили и сторонились в разных кругах русского общества.

Далее, надо дать понять окружающим, в том числе и партнерам по игре, что ты сделал соответствующие выводы из своего поражения. К сожалению, довольно часто русский человек спотыкался по известному выражению: «кажинный раз на ефтом самом месте».

В этом смысле становится понятной цикличность многих событий нашей отечественной истории. Иногда даже делают грустный вывод, что мы обречены повторять одни и те же ошибки, терпеть одни и те же поражения.

Так это или нет, сказать трудно, но ясно одно — надо выработать и соблюдать правила достойного поведения в ситуации, когда терпишь поражение.

Наверно, самое правильное поведение в этом случае — дать понять окружающим, что жизнь продолжается и готовит новые неожиданности, поражение в одном может обернуться победой в другом, а сам человек, проиграв, остается достойным партнером. Очень важно — уметь искренне радоваться успеху другого, от всей души поздравить победителя. Кривая улыбка была не в чести у русского народа.

Разумеется, все это относится к победе и поражению в честной борьбе или игре, когда берут верх знания, умения или навыки.

По-особому наш народ относился к везению, удаче, «фарту». Понятно, что победа может быть связана вовсе не с заслугами победителя, а с улыбкой фортуны. В этом случае, наверное, уместно выразить покорность судьбе и, как говорится, не гневить Бога. В общем, можно сказать так: и в победе, и в поражении, главное — беречь свою душу и души окружающих, не показывать в своем поведении каких-то задевающих других при знаках.

Это не значит, что надо в любом случае быть бесстрастным или вежливо улыбающимся. Смех и слезы всегда естественные и в радости, и в горе, но и то и другое в нашей национальной традиции связывалось с великодушием.

Не следует подгонять свое поведение в этих ситуациях под какие-то жесткие правила. Внутренний нравственный компас способен подсказывать человеку, как действовать в той или иной ситуации.

Оцените статью
Добавить комментарий