Переход от матриархального к патриархальному обществу

Матриархат Разное

Матриархальное родовое общество

Нормы поведения в матриархальном обществе

В матриархальном родовом обществе сложились следующие нормы поведения:

  • самоотверженное отношение к труду и к боевой защите рода и сородичей;
  • безропотность и скромность;
  • взаимные приветствия сородичей и соплеменников при встрече;
  • инициальные обряды, имеющие целью обучение и нравственное воспитание подрастающего поколения;
  • табуации, имеющие целью охрану жизненно важных обычаев и правил;
  • предпочтительность женской инициативы при установлении брачного союза;
  • отвращение к кровосмесительным бракам;
  • кровная месть;
  • гостеприимство;
  • строго регламентированная погребальная обрядность.

С началом материнского родового строя постепенно сложилось нравственное отношение к сексуальным связям.

По-видимому, дело началось с сокрытия полового акта. В раннем человеческом стаде, как и в животном мире вообще, половой акт не скрывался. Но в дальнейшем, когда брачные отношения стали обрастать различными табу, право обладания стало сопряжено с постоянным террором и угрозой смерти.

Эта угроза возбуждала в женщине чувство страха и ориентировала ее на крайнюю осторожность в сексуальных связях, на строгое сокрытие их. Данное обстоятельство привело со временем к возникновению специфически женского рефлекса, который ныне называется стыдливостью.

Нравственные нормы матриархального общества

Итак, в эпоху матриархального строя первобытного родового общества сложились несколько весьма прогрессивных нравственных норм:

  • уважительное отношение к женщине, особенно к матери;
  • нравственное осознание родства;
  • стыдливость и застенчивость;
  • отвращение к инцесту (кровосмесительным бракам).

Сорорат

К нравственным нормам, возникшим в ту отдаленную эпоху, когда существовал групповой брак, относится сорорат (от латинского «soror» — сестра).

Суть данной нормы состояла в том, что одному мужчине разрешалось жениться на сестре своей умершей жены; причем если эта сестра была свободна, то она была обязана выйти за негр замуж. Смысл этой нормы в том, чтобы укрепить сложившуюся семью и удержать в роде примака-мужчину.

Кувада

Еще один интересный обычай древности — кувада (происхождение термина неясно).

Кувада означает комплекс действий, которыми мужчина достаточно выразительно показывает или доказывает свою причастность к родовым мукам его жены.

Когда у караибов родится ребенок, то роженица вскоре принимается за свои домашние занятия; отец же ложится в постель, стонет, его навещают, как больного; соседи и родственники; в продолжении месяца он выдерживает диету.

Когда жена обипонца (племя аргентинских индейцев) родит ребенка, то муж ее ложится в постель, укутывается циновками и кожами, чтобы на него не пахнуло холодным ветром; кроме того, он соблюдает пост.

В 80-е годы XIX века обычай кувады, как полу стёршийся след дремучей старины, был зафиксирован в быту крестьян Смоленской и Черниговской губерний:

  • Так, в селе Рудне, на Смоленщине, муж во время родов жены обязан стонать и охать;
  • в селе Юриновке, на Черниговщине, во время родов жены муж должен развязать воротник рубахи и пояс (очкур) на шароварах и в таком виде сидеть около жены до рождения ребенка.

Обычай кувады сопровождался различными дополнениями, смысл которых состоит в том, чтобы дать почувствовать мужу, какие муки переносит роженица.

Так, еще в прошлом веке, среди крестьян Костромской, Орловской и Харьковской губерний существовал обычай, по которому отцу новорожденного на крестинах давали есть что-нибудь малосъедобное, например, кашу с хреном и уксусом.

В этом обычае угадываются отголоски древних обрядов, когда при помощи различных ритуальных истязании мужчины придавались публичность и значительность факту его отцовства, чем укреплялась его кровная связь с родом жены.

Левират

В раннюю эпоху материнского родового строя, когда еще не были изжиты своеобразные нормы группового брака, сложился уже упоминавшийся обычай левирата (от латинского «levir» — деверь, брат мужа), согласно которому вдова обязана или имеет право выйти замуж за брата своего умершего мужа, а этот брат, если он свободен, либо имеет право, либо обязан жениться на ней. Этот обычай отличается сильной распространенностью и живучестью.

Много веков спустя, когда родовой строй распался, левират продолжал существовать у ряда народов:

  • Кавказа,
  • Средней Азии,
  • Ближнего Востока.

В этих условиях Существование левирата было связано с калымом: женщина, за которую уплачен калым, считалась собственностью не отдельного мужчины, а всей семьи или даже рода. Поэтому, в случае смерти мужа вдова должна была оставаться в семье покойного мужа или в его роде, и по обычаю левирата, становилась женой его брата.

В религиозной еврейской литературе левират истолковывается как способ продолжения рода умершего его ближайшими родственниками и продиктован экономическими интересами: стремлением сохранить работницу и не раздроблять имущество.

Авункулат

При переходе от матриархата к патриархальному строю сложилась нравственная норма, известная под названием авункулата (от латинского «avunculus» — дядя по матери).

Суть этой нормы, закрепленной в обычаях многих народов, состоит в некоторых нравственных обязанностях дяди по матери в отношении его племянников и племянниц.

Согласно норме, материнский дядя начинает играть свою покровительственную роль уже с момента рождения ребенка его сестры. Обычно дядя выбирает имя новорожденному, если это мальчик (девочке дает имя бабушка или мать).

Первое пострижение мальчика считается привилегией дяди. Ему же принадлежит важная и иногда решающая роль в заключении браков племянников и племянниц.

Нравственный смысл авункулата состоит в следующем.

При материнском родовом строе узы, соединяющие отца с детьми, не были достаточно прочными. Дети, как правило, были теснее связаны с матерью и ее родственниками. Позднее, при патриархальном строе, произошло замещение; дяди так называемым крестным отцом или кумом. Любопытно, что при этом считается, что кумом должен быть опять-таки тот же дядька по матери.

Христианская церковь попыталась приспособиться к этому древнейшему обычаю, и постаралась придать ему значение таинства.

Рассмотренные нравственные нормы матриархата — сорорат, кувада, левират, авункуват — показывают, что в свое время они содействовали решению главной задачи: воспроизводству и укреплению рода. Процесс этот протекал стихийно: этической теории первобытное общество не знало. Никакого отношения к этому религия также не имела.

Из нравственных отношений, сложившихся в период матриархата, стоит выделить следующие:

исключительно прочная кровнородственная дружба, осознание которой происходило и через каждодневную житейскую практику:

  • коллективный труд,
  • коллективное потребление,
  • коллективное воспитание молодежи,

и через изустное предание об общем родовом предке-тотеме (в образе которого могло быть животное или растение), через почитание этого тотема:

  • формирование устойчивого парного брака, основанного на нравственном равенстве супругов и их взаимной привязанности;
  • замкнутость различных половозрастных групп;
  • вычленение воспитания в самостоятельный род деятельности.
Основными нравственными принципами матриархата были коллективизм, а также долг, честность и совесть по отношению к своим соплеменникам.

Переход к патриархальному обществу

С переходом к патриархату совершился переворот в нравственных нормах.

Высшей добродетелью стало преклонение перед властью отца.

Вместо счета родства по материнской линии с точки отсчета от мифического родового предка из мира животных или растений начался счет родства от реального отца — главы семейства, родоначальника.

Этот переворот в нравственных воззрениях и нравственных отношениях к матери и к отцу запечатлен в произведениях народной изустной поэзии, в частности, в греческой мифологии, так называемой «героической эпохи».

В древнегреческой литературе также отражены указанные события. Так, в трагедии Орестся знаменитого греческого драматурга Эсхила сам бог Аполлон провозглашает перед изумленным миром новый нравственный закон:

«Дитя родит отнюдь не та, что матерью
Зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано.
Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод
Хранит, когда вреда не причинит ей бог».

В предшествующую эпоху женские божества в греческой мифологии занимали более свободное и почтенное положение, а в героическую эпоху женщина уже принижена господством мужчин и соперничеством рабыни.

Например, в эпической поэме Гомера «Одиссея» описаны неслыханные ранее дерзкие поступки сына по отношению к матери: Телемах разговаривает со своей матерью Пенелопой непочтительно и грубо, обрывает ее речь.

Особенно сурово новая форма семьи проявила себя в Греции. Захваченные в плен молодые Женщины становятся жертвой плотской страсти победителей: греческие военачальники по очереди, в соответствии со своим рангом, выбирают себе самых красивых из них.

При каждом сколько-нибудь значительном гомеровском герое упоминается пленная девушка, с которой он делит палатку и ложе. Этих девушек берут также с собой на родину и в супружеский дом. От законной жены требуется, чтобы она мирилась со всем этим, но сама же строго соблюдала бы целомудрие и супружескую верность.

При патриархате женщина становится предметом меновых сделок и грабежа: женщин похищают из родительского дома, их захватывают в плен как военную добычу, предпринимая с этой целью кровавые боевые операции.

При патриархальном строе создается особая идеология и культ брака, имеющие целью утвердить нравственный авторитет отца и мужа как единственной главы семьи. Брак становится гражданским и нравственным долгом, а позднее — как опоры государства.

Брак укрепляет мощь семьи как основной ячейки общества. В Древней Греции безбрачие считалось преступлением; в Афинах по закону Солона, и в Спарте безбрачные подвергались наказанию.

При патриархате браку придается характер важнейшего нравственного деяния и главного события в жизни личности. Возникает обычай торжественной свадьбы.

При матриархальном строе свадебные обычаи отличались скромностью; они были неприметными и бесхитростными. Как правило, браки заключались по инициативе женщин, а не мужчин.

Например, у алгонкинов (племя североамериканских индейцев) девушка сама начинала свататься к понравившемуся ей молодому человеку через какое-либо третье лицо.

 

Оцените статью
Добавить комментарий