Типические обычаи патриархального строя

Обычаи

Особенности патриархального строя

Типические обычаи патриархального строя:

  • патрилинейность, т. е. счет родства по отцовской линии;
  • самовластие отца-патриархального домовладыки;
  • многоженство;
  • неприличность женской инициативы в ухаживании в брачном союзе;
  • надругательство над женской сексуальной свободой и третирование ее как распутства и бесчестия;
  • калым, приданное;
  • пышная свадьба с символическим ритуалом, утвер ждающим неограниченную власть мужа над женой и безропотную покорность жены;
  • почитание предков по отцовской линии;
  • уничижительная форма приветствия богатыми знатными бедных и рабов;
  • прибавление отчества к имени личности;
  • позволительность эксплуатации человека человеком по долговой кабале: рабовладение.

Из нравственных отношений, сложившихся при патриархальном строе, отметим типические:

  • большая семья с деспотической властью патриарха домовладыки и подвластным ему младшим поколением;
  • строгие иерархические отношения между патрилинейными возрастными группами;
  • моногамный брак с главенством мужа.

Нравоучительство возвеличивается до уровня важнейшего общественного занятия и сливается с религией.

Религиозные особенности

Главной особенностью религиозных этических доктрин является их сложное строение.

Во-первых, в них содержатся очень древние нравственные нормативы, стихийно сложившиеся у народов первобытно-общинной формации. Такой древнейший пласт на родных нравственных нормативов, воспринятых религией, придает ей черты демократичности. Это способствовало до укрепления репутации религии как оплоту общечеловеческих ценностей.

Во-вторых, в религии закреплены первые нормативы появившихся в древности классов: рабовладельцев и рабов, духовенства и прихожан, военачальников и солдат. На пример, «Начальник есть божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите…» (Римское право, 13, 4-6).

В-третьих, религиозные заповеди содержат множество предписаний бытового характера: питании, семейной жизни, труде, об отдыхе и т. д. Поэтому, религия стала частью народного быта.

В-четвертых, в религии зафиксированы некоторые культовые предписания и табуации, призванные укрепить автономность служителей культа. Например, монашество, специальный церковный суд и т. п.

На поведение, нравы, этикет людей религия во все времена оказывала огромное влияние. Практически любая религиозная доктрина не только рассматривает вопросы Сотворения мира, Смысла человеческого существования, взаимоотношений Бога и человека. Она также и предлагает свою этическую концепцию, разрабатывает правила поведения людей в среде себе подобных. Правильное поведение — это всегда условие спасения человеческой души, возможность для человека заслужить лучшую долю в «иной» жизни.

Крупнейшие мировые религии (ислам, христианство, буддизм) провозглашают равенство людей на Земле, и каноны поведения для всех смертных потому едины.

В христианской доктрине все люди «равны во грехе», в буддизме – «равны в страдании», согласно исламу, люди равны перед Богом в покорности и повиновении.

Особенности Христианства

В основе христианской морали лежат, в первую очередь, 10 заповедей (так называемые «Моисеевы законы» или декалог). В них сформулированы основные принципы и правила поведения человека. Вот они дословно (цитируется по: «Второзаконие», глава 5, стих 6—21):

  1. Я, Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
  2. Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.
  3. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
  4. Не поклоняйся и не служи им; ибо Я, Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов детей наказывающий до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
  5. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим законы Мои.
  6. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
  7. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедовал тебе Господь, Бог твой.
  8. Шесть дней работай и делай всякие дела твои:
  9. А день седьмой субботу — Господу, Богу твоему, не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты.
  10. И помни, что ты был рабом земли Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  11. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой дает тебе.
  12. Не убивай.
  13. Не прелюбодействуй.
  14. Не кради.
  15. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  16. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поле его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего».

Христианство, в отличие от других религий, не регламентирует жестко поведение человека в повседневной жизни.

От верующего требуется совершение семи таинств:

  • крещение и миропомазание для младенцев (младенцев опускают в воду и мажут ароматическим маслом «миро» -таким образом человек впервые предстает пред ликом Господним).
  • причащение (верующий съедает кусочек квасного хлеба и выпивает глоток вина, приобщаясь к телу и крови Иисуса Христа),
  • покаяние (в своих грехах священнослужителю),
  • брак (венчание в церкви).
  • священство (посвящение в высший церковный сан),
  • елеосвящение (обряд, совершаемый над больными на дому).

В остальном же человек должен поступать сообразно со своей совестью, содержа в сердце, как образец для подражания, деяния и поведение Сына Божьего. О чем есть прямые указания в Библии.

Притча о добром самаритянине, рассказанная евангелистом Лукой (X, 29-38). заканчивается приказанием: «Иди, и ты поступай так же с подобными словами Иисус обратился и к своим ученикам и послал их проповедовать Царствие Божие…» (Лука: IX, 2).

Различные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм, лютеранство и др.) имеют свои особенности, в том числе и в этической доктрине.

Особенности Католицизма

Католическая церковь разработала учение о «Семи смертных грехах» — как о наиболее тяжких образцах отклоняющегося поведения.

Со времен папы римского Григория Великого (590-604 гг.) эта концепция стала достоянием всего католического мира. Последовательность (а, стало быть, и степень тяжести) грехов такова:

  1. Гордыня;
  2. Алчность;
  3. Вожделение:
  4. Зависть;
  5. Чревоугодие:
  6. Гнев;
  7. Леность.
Особенности Протестантства

Протестантская этика сводится главным образом к этике ответственности. Быть ответственным — значит слышать глас Всевышнего. Слово Божье, и, как сказано в Священном писании, быть чутким к словам и обращениям других.

Ответственность, таким образом, не связывается с совершением или не совершением поступков, которые заранее определены как хорошие или плохие. Это своего рода поиск того, как человеку стать лучше и осуществить то, что ждет от него Бог.

Правильное поведение — это не раболепное исполнение указаний свыше, а терпеливый поиск истины. Каждый человек — это носитель неотъемлемого достоинства, ибо сотворен по образу и подобию Бога (Бытие, 1. 26).

Особенности Мусульманства

Мораль мусульманства основывается на шариате своде канонических законов ислама, охватывающих все стороны творения («шариат» — «надлежащий путь»). Он начал оформляться в 8 веке на основе Корана и Суины, а также адатов (традиционных обычаев, сложившихся еще в период патриархально-родовых отношений).

Основными обязанностями мусульманина, согласно шариату, являются данные Богом так называемые «пять столпов ислама»:

  1. повторение молитвы Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его;
  2. пятикратная молитва (намаз»);
  3. пост в месяц рамазан («ураза) — как телесная форма служения Богу;
  4. обязательная милостыня («закят»);
  5. паломничество в Мекку («хадж»), во время которого совершаются обрядовые действия.

В исламе есть предписания и такого рода, как пищевые запреты, похороны по мусульманскому обряду, чтение Корана, много внимания уделяется и семейно-брачным отношениям (например, мужчина может иметь до четырех жен, в том числе и несовершеннолетних, развестись с любой из них, без объяснения причин и пр.).

Покорность в исламе носит всеобъемлющий характер:

  • человек должен покоряться Богу,
  • правителям,
  • установившемуся порядку вещей,
  • женщины, кроме всего прочего, еще должны покоряться и мужчинам.

Но, вместе с тем, в исламе есть два правила: «рай собственное мнение и «хиджтихад» — способность и право интерпретации. Эти два правила позволяют избегать застывшего, неизменного подхода, разрешает верующему мусульманину осмысливать проблему и менять свое поведение.

Особенности Буддизма

Особое значение в буддизме приобретает такое поведение человека, которое позволяет ему преодолеть свою неудовлетворенность и познать счастье, просветление и внутреннюю свободу. «Среди томящихся и изнывающих будем жить счастливо, не страдая по чувственным удовольствиям» (Дхаммапада, 199).

Один из главных догматов буддизма догмат о страдании. Он сформулирован в «четырех великих истинах», открывшихся Гаутаме вскоре после его Просветления.

Первая истина: жизнь есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, любовь — страдание, смерть-страдание, словом, страданием является все, что связано с существованием человека — сплошная цепь страданий.

Вторая истина объясняет причины страданий: это человеческая жажда удовольствий, желание счастья и само стремление жить.

Третья истина предлагает путь избавления от страданий: подавить в себе стремление к удовольствиям, радости, власти, любви, жажду жизни, тщеславие, гордыню. Будда говорил: «Лучше сидеть, чем ходить, лучше спать, чем бодрствовать, лучше умереть, чем жить. Четвертая истина буддизма рекомендует путь, идя которым можно избавиться от страданий. Путь этот «восьмеричен:

  1. Правильный путь (понимание четырех истин);
  2. Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь);
  3. Правильная речь (воздержание от лжи);
  4. Правильное действие (не причинение зла живому).
  5. Правильный образ жизни (жить честным трудом);
  6. Правильное усилие (борьба с соблазнами);
  7. Правильное направление мысли (понимание преходящего характера всего и отрешенность от него). Правильная мысль имеет четыре ступени:
  1. сосредоточие ума на осмыслении истин;
  2. вера в эти истины и достижение, через эту веру, душевного спокойствия;
  3. освобождение от телесности вообще; достижение состояния полной невозмутимости и безразличия;
  4. достижение состояния полной безразличия («нирваны»).
  1. Правильная память (позволяющая вечно помнить о Боге, носить его в сердце и в голове).

Особенности Иудаизма

В иудаизме правильное поведение предполагает знание вечных истин, подлинным источником которых служит библейское откровение. Согласно иудаизму, душа и тело едины, и к ним в равной степени относятся 10 божественных заповедей.

В иврите понятия справедливости и милосердия сплавлены в одном слове «tsedek», ибо без справедливости милосердие было бы слепым и слабым, а справедливость без милосердия — слишком жесткой и сухой.

Иудаизм рассматривает человека во всей его полноте и цельности, со всеми его желаниями и грезами. В этом единстве неразрывная связь человека с обществом. Конфликт между ними проходит через всю историю. Нравственные устремления нередко приходят в столкновение реальностью жизни.

Иудаизм стремится к сопряжению идеала с повседневной реальностью. Заповеди Торы не на небе и не за морем, а в устах и в сердце, чтобы исполнять их ежедневно (Второзаконие, XXX, 12-14). Тора провозглашает на земле справедливое общество.

В повседневной жизни каждый иудей должен помнить 365 запретов и 248 повелений Талмуда, которые, по сути, регламентируют всю его жизнь: и общение с Богом (надевать во время молитвы «талит» — накидку на плече — и «тфилин» — коробочки со священными текстами на руки и голову; вешать текстами Торы и пр.), и поведение среди людей, и процесс на дверь у входа «мезузу» — свиток с приготовлениями принятия пищи («трефная» и «кашерная» еда), и празднование субботы («шаббат») и про.

«Мицва» (иудейская заповедь) предписывает:

  1. Дать пищу и кров нуждающемуся;
  2. Посещать больного;
  3. Посещать пребывающего в трауре;
  4. Помогать девушкам-сиротам, бедным вестам;
  5. Помогать потерявшим имущество вернуть его;
  6. Охранять деньги ближнего.

Рабби йегошуа сказал: «Дурной глаз (зависть), дурные наклонности (похоть) и ненависть к ближнему уводят человека из мира сего».

Одна из главных нравственных заповедей иудаизма — склонность к доброте, к благодеянию («цдаке»): «…ходить путями Господа, творя добро и справедливость…» (Брей шит, 18, 19). Существует восемь степеней милосердия. В порядке восхождения:

  1. Низшая степень — жертвователь дает неохотно:
  2. Жертвователь дает меньше, чем следовало бы, но де дает это от всего сердца;
  3. Дают бедному, который просит;
  4. Дают бедному, который не просит;
  5. Подаяние косвенное: берущий знает дающего, но тот не знает берущего;
  6. Дающий знает берущего, но берущий не знает дающего;
  7. Дающий не знает ничего о берущем, а тот ничего не знает о дающем. До этой степени возвышается, например, вносящий деньги в какой-либо благотворительный фонд;
  8. Помощь людям до того, как они впадут в нищету; она может заключаться в значительном денежном пожертвовании (его надо делать в тактичной форме), предоставлении соответствующих ссуд, содействия в поисках работы и вообще — обеспечении экономической независимости человека.

Особенности Конфуцианства

Интересен и этический закон конфуцианства, распространенного в Китае. Главное правило, которому следовать всю жизнь, правило «жэнь» необходимо «Чего не желаешь себе, того не делай и другим. Почитание родителей и братская любовь основа жэнь. Благородный муж, по Конфуцию, думает о долге, мелкий человек — о выгоде, Основная же задача человека на Земле — забота о людях» («шу»).

Цзюнь цзы (благородный муж) должен соблюдать некоторые нормы поведения:

  1. Видеть ясно;
  2. Слышать четко;
  3. Иметь приветливое лицо;
  4. Совершать достойные поступки;
  5. Правильно говорить;
  6. Понимать последствия гнева (и, по возможности, не гневаться) и пр.

 

Оцените статью
Добавить комментарий